Образовательный процесс

Маршруты выходного дня "Экскурсия к школе"

Познакомить ребенка, будущего первоклассника, со зданием школы, пройти по будущему маршруту - это и познавательной и полезно.

Маршрут выходного дня «В гости к школе» ГУО «Средняя школа д. Черни»

 (для детей 5 - 7 лет)

Цель: способствовать побуждению интереса ребенка к обучению в школе, получению статуса школьника.

 

Задачи маршрута:

- Познакомить ребенка с кратчайшим маршрутом от дома до школы.

- развивать эмоциональную отзывчивость, творческие способности ребенка.

- формировать мотивационную готовность к обучению в школе.

- воспитывать любовь к родному краю.

 

Тип экскурсии: пешеходная

 

 По дороге от дома к школе можно составить план-схему движения, отмечая наиболее запоминающиеся объекты. Обратите внимание    ребенка, как и на чём можно добраться до школы.

 

 Рассмотрите старые здания и  новостройки, покажите значимые административные, культурные обьекты агрогородка Черни (Школа искусств, амбулатория, районный Дом культуры, почта)

 

Во время движения  можно задать ребёнку вопросы:                                               

- Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (ученики, школьники, первоклассники).

- Что находится у школьников в портфелях?                                                           -  Как можно назвать все эти предметы одним словом?                                         -  В какое время года дети идут учиться?                                                                -  Послушай слова - учить, учитель. Какая часть у слов - родственников общая?       

-  А у слова «школа» есть родственные слова... (школьник, школьная, школьница).   

- Чем отличается школа от детского сада?

 

Можно поиграть и в такую игру «Догадайся и ответь»    

  • Как в школе называется взрослый, который учит детей? (учитель)
  • Как в школе называют детей? (ученики)
  • Как называется книга, по которой учатся ученики? (учебник)
  • Куда учитель ставит ученикам оценки? (дневник)
  • Коробка для ручек и карандашей? (пенал)
  • Перерыв между уроками называется? (перемена)
  • Прозвенел звонок начинается…(урок)
  • Стол за которым пишут ученики – это…(парта)

 

Во время отдыха, сидя на скамейке, можно  в ненавязчивой форме побеседовать о том, каким должен быть хороший ученик:

Родитель (Р): Послушай, как учила мама своего маленького крокодильчика:

Зеленого крокодила

Зеленая мать учила:

-Можешь ты быть ученым,

Конструктором или поэтом,

Но главное - быть зеленым!

Запомни, пожалуйста, это.

Права ли мама крокодильчика? (ответ ребёнка)

Р: А вот чему учила своего сыночка другая мама, мама гиппопотама:

Можешь ты быть акробатом,

Конструктором или поэтом,

Но главное - быть пузатым.

Счастье, сыночек, в этом.

Хорошим учителем оказалась мама гиппопотама? (ответ ребёнка )

Р:А серого мышонка

Серая мама пугала:

-Можешь ты быть инженером,

Ученым или поэтом,

Главное - быть серым,

Маленьким и незаметным.

Р : А какими должен быть ты, чтобы стать хорошим учеником? (ответ ребёнка)

 

           По дороге можно выучить с ребёнком физминутку,  которую впоследствии можно использовать во время выполнения заданий:

Утром в школу мы идем: раз – два, раз - два.

На урок зовет звонок:  раз – два, раз - два.

Учитель спросит – надо встать,

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

Только руку подними.

Дети любят фотографироваться, а возможно, и фотографировать. Поэтому не забудьте сделать несколько снимков на память о путешествии. Принесите фотографии в детский сад. Дети с удовольствием выступают в роли экскурсоводов и рассказывают воспитателям и детям о своих впечатлениях.

          По возвращении  

  1. Предложитеребёнку рассказать домочадцам путь, опираясь на составленный план.
  2. Предложитеребёнку  заполнить «копилку первоклассника».

Предложите ребёнку «наполнить» две копилки: «трудности ученика» и «успехи ученика» (в качестве копилки можно использовать любые непрозрачные баночки с наклеенными названиями разного цвета). Ребёнок должен  перечислить, что, по его мнению, может затруднить его учебу, жизнь в школе, огорчить или, наоборот, принести удовольствие, обрадовать, помочь справиться со школьными трудностями. Каждое высказывание сопровождается бросанием монеток (фишек, горошинок и пр.) в соответствующую копилку. Когда варианты иссякнут, предложите ребёнку «погреметь» копилкой и определить, где содержимого больше. Если ребёнок  считает, что копилка «успеха» звонче, подвести к тому, что и успехов в жизни ученика больше. Если одинаково, то, несмотря на трудности, будет и не меньше успехов. А если трудностей больше – добавить «фишек» в копилку «успеха», упомянув то, о чем забыл ваш ребёнок.  

 

  1. Поиграйте всей семьёй:

Упражнение «Собираем   портфель»                                                                

    Все участники сидят в кругу. Мама  говорит: «Я положу к себе в портфель...» – и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Ребенок повторяет название предмета, который назвала мама, и добавляет свой предмет, следующий член семьи  – первые два слова и свое, последний повторяет все названные предметы.

   Игра "Замочная скважина"                                                                                 Положите  на стол какую-нибудь картинку с изображением предмета на школьную тему. Затем накрыть сверху листом с замочной скважиной. Отверстие скользит по поверхности картинки, позволяя видеть ребенку только отдельные ее части. Задача ребенка догадаться, что изображено на картинке.

    Дидактическая игра "Подскажи словечко"

(взрослый читает четверостишия, а ребёнок заканчивает его нужным по смыслу словом)

Если в школу ты пошел — Новый статус приобрел. Был ребенок, был дошкольник, А теперь зовешься…  школьник

 

«Какой у утконоса нос?» — Такой попался мне… вопрос

 

 Знал его я назубок — Дома выучил…   урок

 

Пишу в тетради аккуратно, Хочу, чтоб было все понятно. Я написал уж много строк, Остался чист один… листок

 

Нарисую лето, маму И себя. На мне — панаму.  Море, радугу и дом. Все хранит в себе…     альбом

Подруга всех учеников, Она от школьной жизни старта До школьников-выпускников Повсюду рядом. Это…   парта

 

Он для ручек домом стал. Называется…     пенал

 

А теперь вам на урок!» — Сообщает нам…     звонок

 

 Первая книга, что знания дает, Ее первоклассник в портфеле несет.                                                             

Всегда и повсюду, сегодня и встарь                                                               Школьнику очень нужен…   букварь

Шел урок, а он молчал — Перемену, видно, ждал. Только кончился урок, Громко зазвенел…    звонок

 

В нем лежат пенал, тетрадки И на завтрак бутерброд. Все учебники в порядке В школу ученик несет. Он блестит, как будто глянец, — За спиной красивый…  ранец

 

 Будем весь урок писать, Пригодится нам…    тетрадь

 

Я уроки посещаю И всегда веду дневник. Сам себя я называю Школьник или…     ученик

 4.Почитайте  с ребёнком

* М. Зощенко «Не надо врать» из цикла рассказов «Лёля и Минька»

* I. Муравейка «Пра мышку I книжку» 

 * С.Т.Погорелова  Круглый год «Сентябрь»

В сентябре встречают школы

Шумный, детский хоровод,

Загорелый и весёлый.

Силы есть на целый год!

Буду я прилежным самым,

Чтоб учиться, нужен труд.

Будет радоваться мама,

Папа, брат меня поймут.

И учитель наш стремится –

Чтоб успех пришёл ко всем.

Учит он ребят учиться,

Догадался я зачем:

Знали б грамоту, природу,

Как был пращур крепостным,

Благо принесли народу,

Утешение родным.

Сделали бы жизнь счастливой

От начала до конца,

Нашу Родину красивой,

И прославили Творца!

 

5 Загадайте  загадки:                                           

  1.   Чтобы было, где писать

В школе нам нужна… (тетрадь)

  1. 2.Буквы все от А до Я

На страницах… (букваря)

  1.   Если ты его отточишь

Нарисуешь все, что хочешь

Солнце, море, горы, пляж

Что же это… (карандаш)

  1.   Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водят по страничке… (кисточка)

  1.    Должен каждый ученик

В школу брать с собой…. (дневник)

  1.  Я люблю прямоту, я самая прямая,

Сделать ровную черту всем я помогаю… (линейка)

  1. 7.Жмутся в узеньком домишке Разноцветные детишки. Только выпустишь на волю – Где была пустота, Там, глядишь, - красота!                                   ( Цветные карандаши)

 6  Составьте рассказ о путешествии  или придумайте сказку…                     7 Изготовьте вместе с ребёнком коллаж,  закладки для учебников 

8 Предложите  ребёнку:                                                                                          - нарисовать   школу будущего,                                                                              -  «поиграть»  с линией и точками  

Как провести выходные дни с пользой

Маршрут выходного дня- это подсказка для родителей

Уважаемые родители!

Когда родители могут больше времени провести со своими детьми? Конечно, в выходные дниКаждая семья имеет свои традиции и свой опыт проведения выходных.

Выходные - это отличная возможность побродить по окрестностям, интересно, познавательно провести время вместе с семьёй!

Совместные прогулки будут способствовать развитию детского познавательного интереса и наблюдательности, формированию основ экономической и экологической культуры детей, знакомству воспитанию позитивного отношения к месту, где родились и живут.

Разработанный маршрут создан для дошкольников и их родителей, чтобы будить детскую любознательность, и стимулировать собственную активность ребенка:

-познавательную  активность (желание узнать новое);

-коммуникативную активность (желание общаться, делиться своими  рассуждениями и впечатлениями с окружающими, и прежде всего с Вами, дорогие взрослые);

-и конечно, творческую активность (творить,  выдумывать,  пробовать).

         В выходной день перед Вами встает вопрос: «Куда пойти с ребенком?» Как полезно и интересно провести эти дни?

Существует много различных способов , как провести выходной день вместе с ребенком интересно и увлекательно, сделать семейный выходной день по-настоящему захватывающим. Педагоги нашего дошкольного учреждения разработали маршруты прогулок выходного дня для детей разного возраста. А также подготовили для Вас буклеты и флайеры, которые пригодятся вам  во время путешествия.

Помните! Совместный поход с ребенком  – это время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостоверится, что Вы его любите, что живете его интересами.

-Не забывайте смотреть вокруг глазами ребенка, разделять его радость и удивление.

 -Читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки. 

- Побуждайте ребенка высказываться,  думать, сопоставлять, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их.  

-Постарайтесь заранее узнать какие выставки проходят выходные дни в нашем городе. Выберите ту, которая заинтересует вашего ребенка.

Продумайте, пофантазируйте, и вы получите массу впечатлений и пользы от прогулок с ребенком.

2022 - год Исторической памяти

25.01.2022
31 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал указ об объявлении 2022 года Годом исторической памяти. Момент подписания был показан в телеэфире в рамках трансляции новогоднего обращения главы государства к белорусскому народу, передает корреспондент БЕЛТА. Президент подписал документ в своем рабочем кабинете во Дворце Независимости. В кадр попало и содержание указа. В нем отмечается, что Год исторической памяти объявляется в целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа. Совету Министров с участием Генеральной прокуратуры, Национальной академии наук, облисполкомов, Минского горисполкома поручено разработать и утвердить республиканский план мероприятий по проведению в 2022 году Года исторической памяти. Кроме того, поручено обеспечить координацию деятельности госорганов и других организаций по выполнению плана. Указ вступает в силу после его официального опубликования.

Беларускі фальклор для дзяцей дашкольнага ўзросту

09.03.2022
Беларускi фальклор для дзяцей дашкольнага ўзросту Цяжка знайсці больш каштоўны матэрыял па далучэнні дашкольнікаў да беларускай нацыянальнай культуры, чым дзіцячы фальклор і народныя гульні. Творы вуснай народнай творчасці змалку ўваходзяць у дзіцячае жыццё; на прыкладзе знаёмых вобразаў(кот, гусі, каза), праз нескладаныя сюжэты выхоўваюць веру ў дабро, справядлівасць, раскрываюць маральна-этычныя погляды беларусаў, даюць магчымасць прывіць любоў і павагу да роднага слова. Спецыфічныя ўмовы двухмоўя патрабуюць асаблівай увагі да авалодання дзецьмі роднай беларускай мовай. Сітуацыя, калі дзеці адначасова чуюць і рускую, і беларускую мовы, садзейнічае аднолькаваму ўзроўню іх успрымання, разумення. Улічваючы гэтыя асаблівасці, неабходна, каб дзеці часцей чулі, разумелі, ведалі родную беларускую мову, каб авалоданне правільным беларускім маўленнем ажыццяўлялася ў працэсе арганізаванага навучання. Вызначым мастацкія асаблівасці кожнага віда фальклорных твораў. КАЛЫХАНКІ – асноўная задача –супакоіць дзіця мелодыкай, рытмам вершаваных строк, ціхім голасам, ласкавымі словамі. Часцей за ўсё – гэта калыханкі пра ката. Раней, перш чым пакласці дзіця ў ложак ці калыску, туды пускалі ката, каб ён забраў усе чары, а пакінуў толькі цяпло, дабро, прыязнасць. ЗАБАЎЛЯНКІ, ПАЦЕШКІ – суправаджаюць пальчыкавыя гульні, гушканне, пацягванне, першыя крокі дзіцяці, супакойванне, кармленне. ПЕСНІ – адносяццапеснідарослых для дзяцей і тыяпесні, штовыконваюцьсамідзеці. Праз песні атрымоўваюць пэўныяўя ўленні аб навакольным свеце, выхоўваецца павага да працы, асуджаецца лянота, абыякавасць. Займальнасць сюжэта, яго дынамічнасць, кампазіцыйная стройнасць спрыяюць вобразнаму мысленню, адначасова дапамагаюць засвоіць пэўныя гукі (прыпевы гой-гой-гой!Люлі-люлі) ЗАКЛІЧКІ – гэта зварот, заклік да сіл прыроды, адухаўленне прыроды. ДРАЖНІЛКІ – лаканічныя, невялікага памеру, высмейваюцца нейкія адмоўныя рысы чалавека ці жывел, дакладна перадаюць пэўную рысу характару. ЛІЧЫЛКІ – прысвечаны для ўстановы чароднасці ў гульнях, выбар вядучага. ГУЛЬНІ – прасочваецца цесная сувязь з земляробствам, з бытам, з навакольнай прыродай; многія гульні заснаваны на перайманні рухаў, дзеянняў пры пэўных гаспадарчых працах. У некаторыя гульні арганічна ўваходзяць і іншыя творы дзіцячага фальклору – лічылкі, забаўлянкі, калыханкі. КАЗКІ – універсальны сродак народнай педагогікі; утрымліваюць жыццёвы маральны вопыт, народную мудрасць, рыхтуюць дзяцей да самастойнага жыцця, вучаць адрозніваць добрае ад дрэннага. Казкі вабяць дзяцей цікавымі персанажамі, прыгодніцкімі дзеямі, чараўніцтвамі, сакавітасцю роднага слова. Казкі лепш расказваць, чым чытаць, расказваць пранікненна і цікава, гледзячы у вочыдзецям. ЗАГАДКІ – у сціслай і дакладнай форме падводзяць вынікі назіранняў за цэлымі групамі жыццевых з’яў, жывел, птушак, вызнаючы іх характэрныя асаблівасці; загадкі служаць разумоваму выхаванню. ПРЫКАЗКІ – трапнае, лаканічнае, устойлівае народнае выслоўе павучальнага зместу, якое мае прамы і пераносны сэнс. У іх выказваецца закончаная думка, якая дзякуючы шырокім абагульненням дае ацэнку з’яў, падзей, узаемаадносін паміж людзьмі. ПРЫМАЎКІ – характарызуюцца незакончанасцю думкі, не мае абагульняючага значэння і выкарыстоўваецца найчасцей у канкрэтнай моўнай сітуацыі, можа быць зразумелай толькі ў кантэксце. Прыказкі і прымаўкі надаюць мове выразнасць, яскравасць, вобразнасць, садзейнічаюць выхаванню высокіхмаральных пачуццяў, перадаюць жыццёвы вопыт і маральна-практычную філасофію народа. Падрыхтавала намеснік загадчыка па асноўнай дзейнасці Гладкая І.М.

Пользование учебными пособиями в 2021/2022 учебном году

01.09.2021
В соответствии со статьей 39 Кодекса Республики Беларусь Об образовании пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися в учреждениях образования может быть платным и бесплатным. Лица, осваивающие содержание образовательной программы дошкольного образования, на время получения образования обеспечиваются за плату учебными пособиями учреждениями образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Кодексом предусмотрены дифференцированные льготы для отдельных категорий граждан при оплате за пользование учебниками и (или) учебными пособиями (снижение на 50 процентов или освобождение от оплаты) в учреждениях образования. Размер и порядок взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011г. №839 «О размере и порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и порядке предоставления их в бесплатное пользование» (далее—постановление №839). Согласно подпункту 1.1 пункта 1 постановления №839 плата за пользование учебными пособиями лицами при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования взимается в размере 0,2 базовой величины. Взимание платы за пользование учебными пособиями осуществляется в соответствии с Положением о порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и предоставления их в бесплатное пользование, утвержденным постановлением №839.

День Знаний

01.09.2021
В учреждении прошло музыкальное развлечение, посвященное Дню Знаний

Годовые задачи учреждения образования на 2021/2022 учебный год

01.09.2021
К новому 2021/2022 учебному году Подготовка к началу нового учебного года – ответственный этап в деятельности любого дошкольного учреждения образования. Новый учебный год в детском саду - событие, которое очень важно как для воспитателей, так и для воспитанников. При подготовке была проведена большая работа по благоустройству и озеленению территории. Состояние территории и прогулочных участков детского сада радует своим разнообразием и аккуратностью. В дошкольном учреждении проведены работы по косметическому ремонту в группах, созданию предметно - развивающей среды, обеспечению пожарной безопасности, соблюдению санитарно–гигиенических требований. Администрация и педагоги вместе с родителями постараются сделать все, чтобы малышам было уютно, комфортно, познавательно и радостно находиться нашем в детском саду. ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2021/2022 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»

ГОДОВЫЕ ЗАДАЧИ

 

1. Совершенствовать работу по укреплению физического здоровья воспитанников, формированию основ двигательной культуры посредством использования разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками.

 

2.Активизировать образовательный процесс по речевому развитию воспитанников через приобщение к белорусской культуре в разных видах деятельности.

 

Задачи

Предполагаемые результаты

Дети

Педагоги

Родители

1.

 

Сформирован интерес к физической культуре .

Развито осознанное представление о значении движения для здоровья человека.

 

Владеют практическими навыками планирования работы по организации двигательной активности в соответствии с содержанием учебной программы дошкольного образования.

Применяют эффективные методы и приёмы работы с детьми по формированию двигательной активности с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей

Накоплен практический материал по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Созданы условия, стимулирующие двигательную активность детей.

Ведётся просветительская работа среди родителей по вопросам физического воспитания детей дошкольного возраста в условиях семьи

 

Взаимодействуют с учреждением образования по вопросам воспитания двигательной активности  детей дошкольного возраста.

Понимают значимость и необходимость двигательной активности ребенка.

Информированы об особенностях физического развития детей дошкольного возраста.

Проявляют внимание к созданию в домашних условиях среды, способствующей физическому развитию ребенка.

 

2.

Проявляют чувство радости от воспринятых произведений художественной литературы и фольклора.

Способны различать белорусскую и русскую речь, пересказывать небольшие художественные произведения на белорусском языке, развиты элементарные навыки общения на белорусском языке.

Воспринимают мелодичность родного языка, оценивают характер и поступки героев; высказывают своё отношение к литературному произведению.

Имеют  представления о фольклорных и литературных произведениях разных жанров и их тематическом разнообразии.

 

Систематически ведут работу с воспитанниками по формированию представлений о народном фольклоре, произведениям художественной культуры, приобщают к красоте родного слова;

Формируют у воспитанников национальное самосознание, интерес к белорусскому языку, национальной культуре;

Создают в группах условия для развития познавательной активности воспитанников;

Повышают свой профессиональный уровень.

 

Взаимодействуют с учреждением дошкольного образования в формировании у  детей представлений о национальном фольклоре, приобщению к литературным произведениям;

Создают условия в семье для освоения детьми представлений о национальных ценностях и культурных традициях белорусского народа.

 

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

15.05.2021
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» (В.А. Сухомлинский) Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познаёт мир, в котором он живёт. Сначала познания позволяют ему войти в мир, привыкнуть к миру; затем постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт человечества; и наконец, став взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира. Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, действие и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение материалов предметов. На каждом возрастном этаже познание мира осуществляется своими специфическими способами. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать самих детей дошкольного возраста в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений закономерностей, в преобразовании опыта. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка; он настроен на познание мира, он хочет познать этот мир. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования и проектирования, который давно занял прочное место в школе. Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществлял творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Подъякова. Обобщая собственный богатый фактический материал Н.Н. Подъяков, в 1997 году сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. В подтверждение Н.Н. Подъяков приводит доказательства: • игре надо учить, а в экспериментировании ребенок самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления; • в эксперименте объект преобразовывается; • некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается; • деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими изучаемыми объектами и со средой обитания. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира. Л.С. Выготский неоднократно говорил: «Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами». Работа педагогов должна быть направлена на развитие исследовательской деятельности воспитанников. Основная задача в поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста – возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому следует учить детей не всему, а главному, не сумме фактов, а уместному их пониманию, не столько стараться дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Образовательный процесс организовать по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребенок является не объектом обучения, а субъектом образования. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Наша задача помочь воспитанникам в проведении этих исследований. Методы и приемы, обеспечивающие реализацию познавательной деятельности: • ¬проблемные ситуации («Почему сухой песок рассыпается, а мокрый лепится?»); • ¬игры-экспериментирования; • ¬метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.); • ¬вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие его успех в познании мира: «Доволен ли ты собой как исследователь?». Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Их можно проводить как во время специально организованной деятельности, так и самостоятельной. Опыты способствуют развитию у детей мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют детям возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», дать обильную пищу детскому любопытству и пользуются большой популярностью. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком, глиной. Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов, песчинок, этим объясняется свойство сухого песка сыпучесть. Опустив бумагу в таз с водой, узнаём, что бумага размокла и порвалась, из бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты с деревом и металлом, узнаём, что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя опыты с воздушным шариком, убеждаемся, что резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает. В процессе проведения опытов необходимо стараться задействовать каждого ребёнка. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к предметам, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Одним из важных моментов является то, что при проведении опытов дети становятся активными участниками. Дети очень любят эксперименты и активно исследуют предметы, но для этого необходимо время и последовательность подачи материала. При обсуждении результатов опытов следует подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям. Дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Они становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает развить у детей мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах. Необходимо вместе с воспитанниками обсуждать тот результат, который получился в реальной жизни, и не нужно пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. В процессе экспериментов идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. В ходе экспериментально-познавательной деятельности должны создаваться такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно. Это способствует обогащению ребёнка представлениями (знаниями), учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!» Составлено по материалам Интернет-ресурсов

Организация детского досуга в летний период

15.05.2021
Организация детского экспериментирования в домашних условиях. В жизни каждого ребенка наступает пора, когда из него, словно горох из мешка, так и сыплются бесконечные, порой сильно докучающие взрослым «почему», «отчего», «как».. Некоторые родители спешат отделаться старыми, как мир отговорками – «потому что» - потому» или «вырастишь – узнаешь», не подозревая, какой вред наносят тем самым ребенку, его природной любознательности. Разумеется, невозможно объять необъятное и ответить на все сто тысяч «почему», да это и не надо. Задача родителей – развивать любознательность ребят, увлечь их самим процессом познания. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дети дошкольного возраста еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Заинтересованные в развитии своего ребенка родители могут организовать дома небольшую лабораторию, где вместе с детьми будут проводить опыты. Ведь экспериментирование - это, наряду с игрой - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Затрат на приобретение необходимого оборудования никаких. ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА: 1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт). 2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта). 3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента). 4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата). 5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами. ПОМНИТЕ! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ - БЕЗОПАСНОСТЬ ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА. Может ли «кипеть» холодная вода? Для проведения опыта вам понадобятся: плотный носовой платок, стакан воды, аптечная резинка. 1. Намочим и выжмем носовой платок. 2. Нальём полный стакан холодной воды. 3. Накроем стакан платком и закрепим его на стакане аптечной резинкой. 4. Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см погрузился в воду. 5. Переворачиваем стакан над раковиной вверх дном. 6. Одной рукой держим стакан, другой слегка ударим по его дну. Вода в стакане начинает бурлить ("кипит"). Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит". Соломинка-пипетка Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана. 1. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой. 2. Опустим соломинку в воду. 3. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану. 4. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке. Соломинка-флейта Для проведения опыта вам понадобятся: широкая соломинка для коктейля и ножницы. 1. Расплющим конец соломинки длиной около 15 мм и обрежем его края ножницами. 2. С другого конца соломинки прорезаем 3 небольших отверстия на одинаковом расстоянии друг от друга. Вот и получилась "флейта". Если легонько подуть в соломинку, слегка сжав её зубами, "флейта" начнёт звучать. Если закрывать пальцами то одно, то другое отверстие "флейты", звук будет меняться. А теперь попробуем подобрать какую-нибудь мелодию. Соломинка-рапира Для проведения опыта вам понадобятся: сырая картофелина и 2 тонкие соломинки для коктейля. 1. Положим картошку на стол. Зажмём соломинку в кулаке и резким движением попытаемся воткнуть соломинку в картофелину. Соломинка согнётся, но картошку не проткнёт. 2. Возьмём вторую соломинку. Закроем отверстие вверху большим пальцем. 3. Резко опустим соломинку. Она легко войдёт в картошку и проткнёт её. Воздух, который мы зажали большим пальцем внутри соломинки, делает её упругой и не позволяет ей перегибаться, поэтому она легко протыкает картофелину. Птичка в клетке Для проведения опыта вам понадобятся: кусок плотного картона, циркуль, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, толстые нитки, иголка и линейка. 1. Вырезаем из картона круг любого диаметра. 2. Иголкой прокалываем на круге по две дырки. 3. Сквозь дырки с каждой стороны протащим по нитке длиной примерно 50 см. 4. На лицевой стороне круга нарисуем клетку для птиц, а на оборотной - маленькую птичку. 5. Вращаем картонный круг, держа его за концы нитей. Нитки закрутятся. Теперь потянем их концы в разные стороны. Нитки будут раскручиваться и вращать круг в обратную сторону. Кажется, что птичка сидит в клетке. Создаётся эффект мультипликации, вращение круга становится невидимым, а птичка "оказывается" в клетке. Могучее дыхание Для проведения опыта вам понадобятся: одёжная вешалка, крепкие нитки, книга. 1. Привяжем книгу с помощью ниток к одёжной вешалке. 2. Повесим вешалку на бельевую верёвку. 3. Встанем около книги на расстоянии приблизительно 30 см. Изо всех сил подуем на книгу. Она слегка отклонится от первоначального положения. 4. Теперь подуем на книгу ещё раз, но легонько. Как только книга чуть-чуть отклонится, подуем ей вслед. И так несколько раз. Оказывается, такими повторяющимися лёгкими дуновениями можно сдвинуть книгу гораздо дальше, чем один раз сильно подув на неё. Интересные эксперименты можно организовать с растениями. Весной старайтесь привлечь детей к высаживанию овощей, цветов. Советуем приготовить альбом для рисования, цветные карандаши или фломастеры, чтобы ребенок мог делать зарисовки опытов и наблюдений. При этом желательно не неволить маленького исследователя, если у него, например, на сегодня другие планы. Предоставьте ему право выбора. Но ваше присутствие во время исследовательской деятельности ребенка совершенно необходимо: оно должно предостерегать ребенка от промахов и связанных с ними неудач, а в ряде случаев уберечь от возможных неприятностей. по материалам Интернет-ресурсов

Труд в жизни ребенка

16.03.2021
"Труд в жизни ребенка" Любовь к труду рождается в дошкольном возрасте и сохраняется всю последующую жизнь. Труд – это ответственность, которую нужно воспитывать как можно раньше. Различают фактические и нравственные результаты труда. Небрежная уборка квартиры (недобросовестное мытье полов и посуды) никому не будет в радость. Что бы ни делал малыш в помощь другим, это должно быть выражением или воплощением его любви, внимания и уважения к окружающим людям. Трудовое воспитание в раннем детстве Любой ребенок должен понимать, что он является полноценным членом семьи, от которого ждут посильной помощи. Трехлетний малыш может собрать игрушки, положить на место книжки, подать к столу ложки… С раннего возраста необходимо формировать у малыша навыки самообслуживания: учить умываться, чистить зубы, самостоятельно одеваться, раздеваться, наводить порядок в игрушках. Развивая навыки самообслуживания, взрослые должны знать, что вследствие физиологических особенностей (неразвитая мелкая моторика, период сенсорного развития…) любое дело дается малышу с трудом. До трех лет ребенок только учится чувствовать окружающий мир и ему сложно соблюдать последовательность действий. Важно проявлять спокойствие, терпение и доброжелательность. Важно позволить малышу выполнять то дело, которое он может сделать сам. Нельзя полностью освобождать его от домашних обязанностей. Он может привыкнуть к тому, что родители обязаны его обслуживать. Ошибка родителей – приучать к труду силой. Грубое принуждение, как повинность, может вызвать у дочери или сына отвращение к работе или комплекс неполноценности. Трудовое воспитание дошкольников Трудолюбие не возникает само по себе. Особую гордость испытывают дети, если взрослые поручают им незнакомую работу. Каждое новое дело воспринимается ими как новый этап взросления, как подтверждение возрастающего доверия взрослых к детям. По мере взросления, с усложнением обязанностей, малыш может проявлять лень. Важно пробудить детский интерес к любой грязной работе, помочь ему осознать ее значимость. При борьбе с ленью родители часто обращаются к наказанию. Справедливое наказание способно вызвать чувство вины у ребенка. Несправедливое наказание осознается им как оскорбление. Лучший способ решить проблему с ленью – поговорить с ним по душам. Многие ежедневные обязанности дошкольника должны войти в привычку и выполняться без напоминаний. А уход за аквариумными рыбками, домашними питомцами, комнатными растениями способствуют воспитанию доброты, любви к природе, а главное – доставляют детям удовольствие. Для дошкольника очень важен ручной труд (изготовление поделок, собирание пазлов, конструирование…), в процессе которого у детей вырабатывается усидчивость, формируются эстетические чувства. В любом воспитании важен пример. Нельзя достичь успеха в семье, где мать работает, а отец ведет праздный образ жизни. Родители обязаны четко определить, что в их семье «можно», «нужно» и «нельзя» делать. От позиции взрослых зависит какую обстановку (расхлябанности или порядка) создадут дети в своей будущей семье. Понятия «можно», «нужно», «нельзя» необходимо закреплять в раннем детстве. Важно донести до ребенка значимость прекрасных слов «надо» и «нельзя». Эти волшебные слова помогают людям воспитать в себе силу воли. В момент усталости и плохого настроения человек призывает на помощь чувство долга и говорит себе: «Я должен это сделать». Что было бы с людьми, если бы они не были знакомы с этими понятиями? Вся жизнь превратилась бы в сплошной хаос. Все делали бы только то, что им нравится. Важно с детства научить детей сдерживать свои желания, то есть привить им навыки самоконтроля и самоорганизации. Рекомендации для родителей: • Не освобождайте ребенка от трудовых обязанностей. Не воспитывайте из него потребителя. Не забывайте известную поговорку «Родители трудолюбивы – дети не ленивы». • Помните: у детей должны быть разовые и постоянные обязанности. • Любое новое дело нужно выполнять совместно. • Вырабатывайте у детей привычку к постоянной занятости. Не позволяйте детям приобретать опыт беспорядочной и безответственной жизни. • Соблюдайте последовательность в своих требованиях. Проявляйте тактичность при оценивании результатов детского труда. • Поддерживайте у дочери и сына интерес к труду. Поручая непривычное для них дело, давайте им творческие задачи и избегайте чрезмерной опеки при их решении. • Предлагайте такие дела, в которых чередовались бы сложные и простые, интересные и скучные операции, предоставляйте им роль организатора и исполнителя дела. • Правильно оценивайте возможности детей. Родительские поручения должны соответствовать возрасту ребенка и доставлять удовольствие. Учитывайте его индивидуальные особенности. • Привлекая малыша к домашним обязанностям, воспитывайте в нем привычку заботиться об окружающих его людях. • Уважайте интерес малыша к любому виду труда и не заглушайте его стремления к самостоятельности. • Воспитывайте у детей уважение к чужому труду. Рассказывайте им об особенностях своей профессии и профессиях близких родственников, соседей, друзей. Трудовое воспитание в семье – это жизненная необходимость, которая помогает человеку реализовать себя или найти свое место в жизни.

Экспериментируйте дома с детьми

18.03.2021
Экспериментируйте дома с детьми! Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах оборудованы уголки экспериментирования, где находятся необходимые предметы: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода) Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т. д. Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком. Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила: 1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт); 2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта); 3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента); 4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата); 5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами. Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка. Несколько несложных опытов для детей дошкольного возраста: Мыльные пузыри: Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей. Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка. Процесс: Наполовину наполните чашку жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте. Окуните соломинку в мыльный раствор. Осторожно подуйте в соломинку Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри. Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой. Что плавает, а что тонет? Цель: Выяснить, что не все предметы тонут. Материалы: жидкость, предметы из различных материалов Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности. Вывод: Предметы из дерева не тонут. Куда деваются сахар и соль? Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде. Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль. Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись? Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах. Вывод: Сахар и соль растворяются в воде. Какого цвета вода? Цель: Выяснить, что при смешивании получаются новые цвета. Материалы: Прозрачные стаканы воды, гуашевые краски (красная, желтая, синяя). Процесс: Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться оранжевая вода. Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получится зеленая вода. Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться фиолетовая вода. Так же можно смешивать и сами краски. Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой цвет. Куда девалась вода? Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду. Материалы: Процесс: Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка. Вывод: Ткань впитывает воду, и сама становится мокрой.

"Безопасные каникулы" в рамках проведения Единого дня знаний Правил дорожного движения

18.03.2021
С воспитанниками средних и старших групп были проведены спортивные развлечения "Наш друг Светофор"

Беларускія народныя гульні

09.03.2022

Эфектыўныя напрамкі навучэння беларускай мове

01.03.2022
Каб родная мова не была экзотыкай для дзяцей і заняла пачэснае месца ў адукацыйным працэсе, патрэбна наладзіць сістэму дзейнасці па ўжыванні, укараненню і распаўсюджанні яе ва ўстановах адукацыі. Прапануем эфектыўныя напрамкі вывучэння і ўкаранення беларускай мовы ў адукацыйны працэс дашкольнай установы:  арганізацыя тлумачэння заканадаўства аб магчымасці выбару мовы навучання на бацькоўскіх схода;  правядзенне ў дашкольных установах дзѐн беларускай мовы, заняткаў па развіцці беларускамоўных узаемаадносін ("Нацыянальнае адзенне", "Вышыўка і карункі", "Лялькі з саломы і лѐну", "Вырабы з лазы (саломкі, дрэва, гліны)", "Беларускі раслінны роспіс", "Беларуская народная цацка", "Знаѐмства з прадметамі сялянскага побыту");  арганізацыя рэгулярных сустрэч з беларускімі пісьменнікамі па правядзенні асветніцкай работы ў дашкольных установах;  арганізацыя выдання газет, часопісаў, прысвечаных жыццю і творчасці беларускіх пісьменнікаў, пытанням развіцця беларускай мовы і літаратуры;  правядзенне ранішнікаў, свят, тэматычных вечарын, прысвечаных творчасці беларускіх пісьменнікаў, беларускаму народнаму фальклору;  правядзенне кніжных выстаў, дзѐн беларускага пісьменства з мэтай прапаганды беларускай мовы і лепшых твораў айчыннай літаратуры;  арганізацыя наведвання бібліятэк, музеяў, цэнтраў рамѐстваў, падарожжаў па гістарычных мясцінах беларусаў, дзе можна пазнаѐміцца з асноўнымі гістарычнымі падзеямі, славутымі беларусамі – іх месцам і значэннем у гістарычным развіцці краіны (Еўфрасінні Полацкай, Францыска Скарыны, Міхала Агінскага і інш.); мастацтвам Беларусі; народнымі святамі, традыцыямі, звычаямі, народнымі промысламі і рамѐствамі; дасягненнямі беларускага народу. Будзе цікавым і карысным для дзяцей дашкольнага ўзросту пазнавальны матэрыял для гульневай дзейнасці: Рухомыя гульні "Садзі лянок", "Гарлачык", "Чарадзей", "Гарады", "А мы проса сеялі", "Грушка", "Пасадка бульбы", "Змейка", "Заінька ў садочку", "Шышкі, жалуды, арэхі", "Паляўнічыя і качкі". Дыдактычныя гульні Малодшы ўзрост: "Знайдзі прадмет па слове", "Што ў мяшэчку", "Ветлівыя словы". Сярэдні ўзрост: "Магазін", "Разбяры посуд", "Адгадай, што ў мяшэчку?", "Агароднік", "Што нам прывезлі калгаснікі?", "Хто што робіць у весцы". Старэйшы ўзрост: "Што з чаго і як зроблена?", "Каму што трэба", "Хто знойдзе, няхай возьме", "Што я бачыў", "Што схавана пад сурвэткай?", "Паглядзі, спазнай і назаві", "У садзе, полі, агародзе", "Гардэроб лялькі". Нельга вывучыць родную мову пад прымусам, яна павінна ўвайсці ў сэрца і думкі дзяцей непрыкметна, лѐгка. А для гэтага неабходна спалучаць разнастайныя формы работы, якія б не прымушалі дзіця «завучваць», а падштурхоўвалі да свядомага жадання запомніць новае слова, яскравы паэтычны радок, падзяліцца радасцю свайго адкрыцця з сябрамі, бацькамі. Формы работы педагогаў дашкольнай установы з бацькамі. Індывідуальныя формы: - стварэнне герба сям’і, радаводу; - распрацоўка і падрыхтоўка касцюмаў да народных святаў; - прыгатаванне страў беларускай кухні; - мэтавыя прагулкі па горадзе; - наведванне музеяў, выстаў; - складанне апавяданняў на розныя тэмы; - збіранне ілюстрацый, выразак з часопісаў; - анкетаванне бацькоў. Калектыўныя формы: - кансультацыя "Мая Радзіма-Беларусь"; - семінар-практыкум "Традыцыі беларусаў і іх асноўныя запаветы"; - лекторый "Роля бацькоў, бабуляў і дзядуляў у выхаванні сваіх нашчадкаў"; - сямейны клуб "Талака"; - гутаркі, успаміны дзядоў і бабуль пра сваѐ мінулае; - круглы стол "Мудраслоўе на кожны дзень", "Як выхаваць беларуса"; - лекцыя-дыялог "За талакою ўсѐй сям’ѐю" (аб працоўным выхаванні ў сучаснай сям’і); - забава "За здаровы лад жыцця"; - сустрэчы са знакамітымі жанчынамі Беларусі, шматдзетнымі маці, жанчынамі года; - вечарына "Не пусцім наш род на звод"; - конкурс "Дружна стане ў карагод наш славуты радавод"; - сумесныя народныя святы і абрады; - гасцѐўня "Любімая песня (верш, прыказка) нашай сям’і"; - вечар-партрэт "Куфэрачак сямейнага шчасця"; - вячоркі "Сення ў нашай хаце свята"; - шоў-конкурс "Вось такія пірагі!"; - стварэнне і работа міні-музеяў у групе (беларускае нацыянальнае адзенне, жывельны і раслінны свет, гістарычныя помнікі, дэкаратыўна- прыкладное мастацтва і інш.) ; - інсцэнізацыя казак і паданняў; - школа маладых бацькоў ( "Якая матка, такое і дзіцятка " – цыкл сустрэч з маладымі сем’ямі). - сямейны педсавет "Вопыт выхавання дзяцей". Каб вызначыць адметнасць педагагічнага вопыту сям’і, бацькам прапануецца анкета з пытаннямі і заданнямі: - Ці ведае Ваша дзіця геаграфічныя назвы мясцовасці, дзе пражывае? -Зможа сын (дачка) назваць Ваша поўнае імя і імя па бацьку? -Як часта ўнук (чка) бачыцца з бабуляй і дзядулем? -Як Вы рыхтуецеся да нацыянальных святаў, якія з іх адзначае Ваша сям’я? -Якія рэцэпты (назвы) беларускіх страў перададзены Вам ад старэйшага пакалення? -Ці гулялі б Вы з дзецьмі ў народныя гульні, каб ведалі іх змест і прыналежнасць святу (напрыклад, біткі ў Вялікдзень; гойданне на арэлях на Саракі, Гуканне вясны і інш.)? Спадзяемся, што прапанаваныя сродкі і формы дапамогуць Вам арганізаваць цікавую і змястоўную дзейнасць у дадзеным накірунку. Толькі агульнымі намаганнямі можна дабіцца станоўчага выніку ў далучэнні дзяцей да роднай спадчыны.
развернуть

Пользование учебниками и учебными пособиями

01.09.2021

В соответствии со статьей 39 Кодекса Республики Беларусь Об образовании пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися в учреждениях образования может быть платным и бесплатным. Лица, осваивающие содержание образовательной программы дошкольного образования, на время получения образования обеспечиваются за плату учебными пособиями учреждениями образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Кодексом предусмотрены дифференцированные льготы для отдельных категорий граждан при оплате за пользование учебниками и (или) учебными пособиями (снижение на 50 процентов или освобождение от оплаты) в учреждениях образования.

Размер и порядок взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011г. №839 «О размере и порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и порядке предоставления их в бесплатное пользование» (далее—постановление №839).

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 постановления №839 плата за пользование учебными пособиями лицами при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования взимается в размере 0,2 базовой величины.

Взимание платы за пользование учебными пособиями осуществляется в соответствии с Положением о порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и предоставления их в бесплатное пользование, утвержденным постановлением №839.

свернуть
Путешествуем по Беларуси вместе
Листовки ЗОЖ