16 мая 2024 г. РМО заместителей заведующих по основной деятельности и заведующих малокомплектных учреждений дошкольного образования Брестского района

16.05.2024
16.05.2024 на базе ГУО «Детский сад д. Черни» прошло заседание районного методического объединения заместителей заведующих по основной деятельности и заведующих малокомлектных учреждений дошкольного образования по теме: «Овладение опытом нравственного поведения в процессе формирования основ гражданско-патриотической культуры у детей дошкольного возраста».

Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 72/130, провозглашающую 16 мая Международным днем мирного сосуществования, подчеркнув, что его проведение представляет собой способ регулярной мобилизации усилий международного сообщества на поощрение мира, терпимости, единения, взаимопонимания и солидарности, а также выражения его приверженности стремлению жить и действовать сообща, сохраняя единство без отказа от различий и многообразия, в целях достижения устойчивого мира, солидарности и гармонии во всем мире.

Мирное сосуществование предполагает признание различий и умение слушать, понимать, уважать и ценить других, а также способность жить в мире и единстве.

В этот знаменательный день на базе ГУО «Детский сад д. Черни» прошло заседание районного  методического объединения заместителей заведующих по основной деятельности  и заведующих малокомлектных учреждений дошкольного образования по теме: «Овладение опытом нравственного поведения в процессе формирования основ гражданско-патриотической культуры у детей дошкольного возраста».

Работа методического объединения началась с минуты памяти у обелиска  на братской могиле воинов, павших при освобождении Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

Заведующий детским садом Бутручук  Ж.В. познакомила участников объединения с такой формой работы учреждения образования по формированию личностных качеств и вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста как сотрудничество с православным приходом храма Святого апостола Иоанна Богослова аг. Черни . Обзорную экскурсия в воскресную школу провел иерей Крачко Н.Н., настоятель храма Святого апостола Иоанна Богослова в аг. Черни.

Во время работы участники РМО рассмотрели и теоретические вопросы: на современном этапе, когда происходят значительные изменения в жизни общества, актуализируется проблема воспитания маленького гражданина и патриота своей страны формирование основ гражданско-патриотической культуры у детей дошкольного возраста  – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому педагогический коллектив дошкольного учреждения осознает, что очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Период дошкольного детства  по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны

  • высокая восприимчивость,
  • легкая обучаемость,
  • безграничное доверие взрослым,
  • стремление подражать им,
  • эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

Целью гражданско - патриотического воспитания  является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности. Но это качество не возникает у людей само по себе. Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей чувства патриотизма мы начинаем с младшего дошкольного возраста с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город, деревня  – край знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, деревню, край и все, что с ними связанно.

 

Для достижения этой цели перед педагогами ГУО «Детский сад д. Черни»  решался ряд задач:

- воспитание у ребенка чувства причастности к своей стране, любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;

- формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города и деревни;

- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

Успешность развития детей при знакомстве с родным городом и деревней  станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся традиционно является одним из самых значимых и востребованных направлений работы учреждений образования. Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании задачей воспитания в учреждениях образования является «формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии».  

    В соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь в современных социокультурных условиях одним из основных составляющих воспитательного процесса является гражданское и патриотическое воспитание как стратегический ресурс развития общества и государства в целом. В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи «патриотизм» определяется как система знаний, ценностей, практических действий личности, общества и государства, направленных на развитие, процветание и обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь; мировоззренческое основание и глубокое чувство любви к своему Отечеству, готовность защищать его. Цель гражданского и патриотического воспитания, как и всего воспитательного процесса, обусловлена интересами общества.

          В Республике Беларусь на уровне государственных документов определены приоритеты воспитания: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны. Статья 54 Конституции Республики Беларусь гласит: «Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности. Проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь».

Коллектив учреждения и воспитанники наглядно продемонстрировали результаты работы коллектива за  текущий учебный год. Тематическое выступление воспитанников старшей группы «Мы- Беларусы»  показало присутствующим, насколько дети  знают правила поведения при исполнении Гимна Республики Беларусь, достаточно свободное  владение белорусским языком, понимание важности  своей национальной принадлежности.

Педагогами была представлена выставка персонально изготовленных дидактических пособий для работы с детьми дошкольного возраста всех возрастов по формированию основ гражданско-патриотической культуры . Игры и пособия  направлены на выполнение задач всех образовательных областей учебной программы дошкольного образования. Заместитель заведующего по основной деятельности Гладкая И.Н. провела экскурсию по мини-музею «Шануем гісторыю нашай краіны».

     Таким образом, одной из главных задач на данном этапе является воспитание детей, с одной стороны, в традициях уважения к культурному многообразию мира, исторической и духовной общности славянских народов, а с другой – развитие у них гражданской идентичности и патриотизма. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из составляющих социально-нравственного и личностного развития, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к ближайшему окружению, к родному городу и к родной стране. Следует учитывать, что ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника.

По результатам работы РМО были сделаны выводы, что система работы по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников требует организации особых условий, создания развивающей предметно-пространственной среды, комплекс ощущений и эмоциональных переживаний воспитанников. Успешная реализация образовательного процесса по формированию основ гражданско-патриотического культуры во многом зависит от тесного сотрудничества и взаимодействия его участников .