Будущие первоклассники
Диагностика развития познавательных процессов у воспитанников старших групп позволила выявить следующие общие проблемы: недостаточную сформированность предпосылок логического мышления, способности к обобщениям, слабую произвольность внимания, недостаточную готовность руки к письму.
Низкий уровень развития способности к обобщению может послужить причиной следующих трудностей в усвоении учебного материала:
- неосмысленное, механическое заучивание материала;
- непрочные и несистематизированные знания;
- неспособность использовать ранее пройденный материал;
- трудности в понимании математических задач;
- трудности в понимании прочитанного, угадывающее чтение;
- ошибки в чтении окончания слов;
- трудности в усвоении чтения, письма и математики в целом.
Воспитанники старших групп могут правильно объединять в группы и называть обобщающим словом привычные для них предметы (мебель, одежду, цветы и т.п.), дают ответы на уровне словесного обобщения; малознакомые и непривычные предметы (например, транспорт) объединяют главным образом на уровне наглядного обобщения. Наглядный способ обобщения у детей, поступающих в школу, преобладает.
Преобладание ответов на уровне простого синтеза (правильно объединяет предметы, но не может назвать их одним словом и объяснить принцип общения) является показателем неготовности к систематическому школьному обучению. Организуя с детьми занятия, направленные на развитие предпосылок логического мышления и способности к обобщениям, необходимо создать такие условия, чтобы дети научились проводить обобщения не только практически, раскладывая картинки по группам, но и в уме, в форме внутреннего умственного действия.
Мыслительные процессы проходят длительный путь развития. Вначале они формируются как внешние, практические действия с предметами или их изображениями, затем эти действия переносятся в речевой план, осуществляются в форме речи (громкого проговаривания и проговаривания шепотом), и лишь на этой основе, проходя ряд изменений и сокращений, они превращаются в умственные действия, совершающиеся в форме внутренней речи. Поэтому необходимо поэтапное формирование у детей умственных действий, в том числе классификации и обобщения.
Первый этап – предварительная ориентировка. Его цель – научить ребёнка поочередно выделять и обозначать каждый объект, предмет, картинку, т.е. каждый элемент какого-либо целого и его свойства.
Вторая стадия – классификация предметов по заданному признаку. На этой стадии развивается способность к простому синтезу предметов по какому-либо признаку, заданному взрослым.Вначале признаки классификации могут быть самые разные, главное, чтобы они были доступны непосредственному восприятию ребенка (цвет, форма, размер). Главное на этой стадии, чтобы ребёнок понял, что предметы не только отличаются друг от друга, но и имеют схожие признаки, могут объединяться в группы.После того, как ребенок усвоит прием группировки по заданному признаку, можно, начать обучение классификации по родовому признаку. При этом дети учатся группировать предметы по существенным признакам и усваивают названия групп: посуда, мебель, одежда, домашние животные и т.д.
Третья стадия – классификация предметов на основе констатирующего словесного обобщения. Взрослый предлагает ребёнку самому собрать подходящие друг к другу карточки. На этой стадии ребёнок сам выбирает принцип группировки, при этом он ещё не может ответить сразу на вопрос, какую группу он будет собирать, назвать её одним словом. Вначале он отбирает карточки или называет их, и лишь после этого придумывает название группы.
Четвёртая стадия – классификация предметов на основе опережающего словесного обобщения. На этой стадии сначала ребёнок называет группу, а потом отбирает нужные картинки. Вначале нужно, чтобы дети подробно объяснили, почему они выбирают картинку, затем в процессе упражнений необходимость в этом отпадает, дети уверенно используют обобщающие слова-названия, правильно собирают группы: овощи, животные, мебель, посуда и т.д. Приобретенные в упражнениях знания и умения закрепляются в играх:
«Назови одним словом» - игра проводится с предметными картинками или игрушками небольшого размера. Смысл упражнения заключается в том, чтобы научить ребенка правильно использовать обобщающие слова. Взрослый выкладывает на стол картинки, относящиеся к одной категории, и просит ребенка назвать их одним словом. Например:1) лиса, медведь, заяц, волк; 2) кровать, стул, диван, кресло;3) сосна, ива, клён и т.д.
«Назови три предмета» - в этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. Ведущий (вначале – взрослый, а затем – кто-то из детей) называет слово (например: мебель) и бросает мяч одному из играющих, тот должен назвать три предмета, которые можно назвать одним этим словом (например, стол, стул, кровать).
«Похож – не похож» эта игра позволяет учить детей сравнивать предметы, находить сходство по форме, величине, цвету, материалу; развивает наблюдательность, мышление и речь ребёнка. Детям предлагают найти в комнате два похожих предмета и доказать их сходство. Чаще всего дети подбирают предметы по цвету и размеру. Задача взрослого – обратить их внимание на скрытые свойства предметов, недоступные непосредственному восприятию. Например, лисичка на картинке и плюшевый мишка похожи потому, что они животные. Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.
«Что не подходит?» - Используются карточки с изображением знакомых ребёнку предметов. Поочередно взрослый выкладывает 4 карточки и говорит: «Посмотри, здесь все карточки можно объединить вместе , а одна не подходит к ним, Покажи её, почему она лишняя?»
Показатель развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать своё внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимание должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).
Игры и упражнения для развития произвольности внимания и его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).
Игра « Какой игрушки не хватает?» Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.
Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: « какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.
Игра «Что слышно?» Цель: развитие произвольного внимания, устойчивости.
1 вариант: ведущий предлагает детям слушать и запоминать, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.
2 вариант: по сигналу ведущего, внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.
Игра «Будь внимателен к словам» Цель: развитие устойчивости внимания
Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Воспитатель читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово.
Игра «Будь внимателен к словам» Цель: развитие устойчивости внимания
Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Воспитатель читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово.
Игра «Слово заблудилось» Цель: развитие произвольного внимания, слухового восприятия.
Взрослый произносит рифмованные и нерифмованные фразы. Дети слушают и подсказывают нужное слово.
Игра «Художник» Цель: развитие наблюдательности, объема запоминания.
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того кого он будет рисовать, потом отворачивается и дает словесный портрет.
Игра «Наоборот» Цель: развитие внимания
Ребята сидят в кругу. Ведущий показывает какие-либо движения, а ребята должны делать наоборот. Если ведущий, сложит ладони в кулак - дети должны разжать ладони. Кто ошибается, становится ведущим.
Игра «Воробушки и великаны» Цель: развитие внимания, преодоление двигательного автоматизма.
Выбираются дети, которые будут изображать «автомобили», другие «воробушек». Ведущий подает сигнал «автомобиля» - гудок, «воробушки» - летите. По своему сигналу воробушки и автомобили выходят из домиков и бегают. Ведущий следит, чтобы «воробушки» - во время прятались от «автомобилей» в домики, чтобы им не отдавили лапки.
Игра «Детектив» Цель: развитие внимания, наблюдательности.
Дети разбиваются по парам встают лицом друг к другу и в течение 10 секунд внимательно изучают внешность друг друга. После этого поворачиваются спиной друг другу и по очереди громко описывают внешность друг друга.
Игра «Найди ошибки» Цель: развитие устойчивого внимания, критичности познавательной деятельности.
Заранее нарисуйте картинку, на которой допущено 5- 6 ошибок. Например, на картинке, изображающий детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями и т.п. содержание картинка и допущенные ошибки д.б. понятны малышу, чтобы усложнить игру сделайте ошибки более заметны.
Игра «Найди игрушку» Цель: развитие внимания, умение узнавать предмет по описанию.
Взрослый описывает ребенку какую-нибудь игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать вопросы. Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь.
Игра- упражнение «Сравни предметы» Цель: развитие концентрации внимания.
Пред ребенком ставятся 2 игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем чем отличаются друг от друга. Например: мишка и зайчик. Можно называть признаки по очереди с ребенком. Так же рекомендуем сравнивать любые пары игрушек. А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребенком более похожие игрушки.
Игра « Платочек» Цель: развитие внимание, быстроты реакции
Дети встают в круг. Водящий ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг. Если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что он проиграл. Если он заметит платочек, от должен догнать водящего и осадить. Если это удается водящий остается прежний. Если нет – водит другой.
Игра «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить» Цель: развитие произвольного внимания и самоконтроля.
Взрослый предлагает ребенку поиграть в вопросы и ответы. Ребенок может по-разному отвечать на вопросы, но должен выполнять одно правило: нельзя произносить запретные слова «да - нет», «черное - белое». Взрослые задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова. Например: «Какого цвета у доктора халат?». В случае ошибки играющие меняются местами.
Все мы, конечно, знаем о том, насколько важным психическим процессом является воображение. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следует, что воображение необходимо развивать. Наиболее оптимальным периодом, пиком развития воображения, является старший дошкольный возраст, хотя и в более поздних возрастных периодах существуют возможности для его совершенствования и развития.
«Закорючки» Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.
«Клякса» На листах бумаги нарисованы кляксы. Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.
«Нарисуй настроение» А эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.
«На что это похоже?» Эта игра хорошо идет, когда больше нечем заняться, например, когда родитель и ребенок ждут автобус, а его все нет. Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др.
«Шкатулка со сказками» Цель: развитие воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе. Оборудование: шкатулка, в которой находятся круги разного цвета.
Ход игры: Игроки садятся в круг. В центре круга стоит «шкатулка со сказками». Взрослый обращается к детям: «Сейчас мы все вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка».Он достает из шкатулки один из кружков, например, зеленый, показывает его детям и просит назвать предметы зеленого цвета. (Ответы детей). Затем взрослый говорит: «Мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета. Внимание, начинаю сказку: Жил-был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие…» Взрослый произносит два предложения и предлагает сидящему рядом игроку наугад достать кружок и продолжить сказку. Следующий игрок вынимает кружок, например, голубого цвета и придумывает продолжение сказки: "…Кузнечик весело прыгал по тропинке, пока не добрался до голубой речки. Как же переправится через речку?.."Игроки поочередно достают из шкатулки кружки и в соответствии с их цветом подбирает персонажей или предметы и продолжает сказку.Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, составил наиболее последовательное и интересное продолжение.Взрослый следит за тем, чтобы вводимые в сказку персонажи и предметы не повторялись.
«Незаконченные рисунки» Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков. Оборудование: карточки с незавершенными контурными изображениями предметов (по количеству детей);простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).
Ход игры: взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Рассмотрите картинки, догадайтесь, что на них изображено, дорисуйте недостающие линии (детали) и раскрасьте рисунки».Выигрывает ребенок, который наиболее точно воссоздал изображение.
«Точка, точка».
Нанесите на лист бумаги множество точек и попросите своего малыша соединить их линиями так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Эта игра довольно сложная, поэтому помогите ребенку. Когда он станет постарше, игру можно видоизменить, проставив возле точек номера.
«Рисунки с продолжением»
В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему ребёнку продолжить рисунок. Обсудить, что получилось.
Наибольшие трудности у детей в период обучения грамоте возникают выполнении графических упражнений. Причины этого: во-первых, отсутствие интереса к освоению письма и выполнению графических упражнений, во-вторых, недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей рук; в-третьих, недостаток опыта выполнения графических движений. В детском саду дети приобретают графические навыки на занятиях по изодеятельности, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Этого недостаточно для подготовки руки к письму, необходимы специальные упражнения.
В дошкольном возрасте активно развиваются физиологические механизмы речи, которые являются основой для усвоения навыков чтения, поэтому 6-7 летний возраст является наиболее благоприятным периодом для обучения чтению. Вместе с тем, физиологические основы графической стороны письма развиты ещё очень слабо, поэтому, выполнять графические упражнения и писать 6-летние дети не любят: им трудно и, следовательно, не интересно. Формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму, является важной задачей подготовки ребёнка к обучению в школе.
Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Для разработки мелких мышц пальцев и кистей рук используются следующие приёмы и упражнения:
- массаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- лепка из глины;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, бусинки, узелки, крупа и т.д.)
- специальные упражнения для подготовки руки к письму:
«Царапка» - раз – поджать подушечки пальцев и верхней части ладони, прошипев, как рассерженная кошка: «Ш-ш-ш!». Два – быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукав, как довольная киска: «Мяу!»
«Лесенка» - ноготь большого пальца левой руки кладется на подушечку большого пальца правой руки – готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него – указательный левый – ещё две ступеньки готовы. Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы – последние. Вот лесенка и построена.
«Гонки многоножек» - руки ставятся на край стола или парты на кончики пальцев, превращая их в пятилапых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к противоположному краю стола, передвигая пальцами-ножками. Каждая ножка должна успевать сделать шажок, но прыгать нельзя. Чья многоножка добежит скорее?
«Гребешок» - пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают, как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону левой руки нажимают пальцы правой – и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки.
Опыт графических движений ребёнок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам, пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо, штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур, не рекомендуется обучать дошкольников написанию письменных букв и тем более использовать для подготовки к школе школьные прописи.
Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития других учебно-важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движения рук; навыков пространственной ориентации
Даже если дошкольник рисует много и с увлечением, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может формироваться неправильно.