Как уберечь ребенка от насилия
18.10.2023Как уберечь ребенка от сексуального насилия
Лучший способ защитить детей – вооружить их знаниями (и это касается не только сексуального насилия).
Учить детей правилам безопасности надо постоянно, меняя формы и подходы по мере взросления ребенка. При этом очень важно не говорить ребенку таких слов как «насилие», «насильник».
Не следует запугивать ребенка, рассказывая ему ужасные истории. Страх обезоруживает и парализует; он помешает ребенку правильно вести себя в опасной ситуации.
Некоторые родители боятся убить в детях доверие к окружающим людям и
к миру в целом, поэтому предпочитают не говорить об опасностях, которым
может подвергнуться ребенок. Этого не произойдет, если во время таких бесед
родители будут повторять ребенку, что большинство людей достойны доверия, но есть и такие – их, к счастью, немного – кто способен причинить вред. А поскольку отличить одних от других бывает трудно, надо соблюдать правила безопасности.
Разговаривая с ребенком старшего дошкольного и младшего
школьного возраста, родители могут использовать приведенные далее
рекомендации.
Объясните, чем «нормальные» прикосновения (похлопывания, объятия)
отличаются от «ненормальных», вызывающих у ребенка дискомфорт или
смущение. Можно объяснить, что «ненормальные» прикосновения – это когда
кто-то касается тех частей тела, что скрыты под трусиками, купальником или
плавками. Обязательно объясните и то, что ребенку тоже не следует трогать
взрослого в этих местах, даже если он говорит, что в этом нет ничего страшного.
Кроме того, полезно рассказать ребенку о нежелательных поцелуях. Дети должны знать, что у них есть право распоряжаться своим телом и право говорить «нет», когда кто-то «ненормально» прикасается к ним. Стоит также объяснить ребенку,что, если взрослый трогает его за руки, ноги, плечи, спину или лицо таким образом, что ребенку это неприятно, надо сказать взрослому о своих ощущениях и попросить прекратить.
Скажите, что ребенок сразу должен сообщить вам, если взрослый будет
прикасаться к нему неподобающим образом или делать то, что смущает ребенка.
Особо подчеркните: вы не будете сердиться, хотя взрослый человек и
сказал ребенку, что необходимо все случившееся сохранить в тайне, чтобы
родители не ругали его. Скажите: «Нет таких плохих вещей, о которых мы не
могли бы поговорить с тобой».
Важно, чтобы дети поняли: что бы ни случилось, это будет не их вина, и им нечего стыдиться. Кроме того, предупредите ребенка, что вы поверите ему, даже если взрослый человек будет убеждать его в обратном.
Обсудите, какими приемами, возможно, будут пользоваться взрослые,
чтобы вовлечь ребенка в сексуальные действия. Например, взрослый (это может
быть родственник или хороший знакомый семьи) будет убеждать, что они не
делают ничего плохого, что все в порядке, и что он «научит» ребенка чему-то
полезному. Или, наоборот, будет запугивать малыша.
Учитывая, что многие насильники прибегают к стратегии «это будет наш секрет», особенно важно объяснить детям, что такое «хорошие» секреты и чем они отличаются от «плохих». К «хорошим» секретам относится подготовка подарков к праздникам, дню рождения, приятные сюрпризы. Во всех остальных случаях, если взрослый человек говорит: «Это будет наш с тобой секрет», нужно срочно сообщить родителям или тому из взрослых (это может быть старшая сестра или брат), кому ребенок доверяет.
Научите ребенка верить собственным чувствам, если его что-то смущает,
пугает или просто ему кажется, что происходит нечто неправильное.
Детей более старшего возраста нужно обучать правилам безопасности.
Доверительные отношения между родителями и детьми – это самое главное
средство, позволяющее уберечь детей от посягательств преступников. Поэтому к
рассказам ребенка надо относиться уважительно, не смеяться и не перебивать его, даже если иногда кажется, что он говорит о каких-то пустяках.
Если же ребенок пострадал от сексуального насилия, нужно обязательно
обратиться к специалистам, которые смогут профессионально помочь и ему, и
родителям. Ни в коем случае не стоит самостоятельно заниматься расследованием случившегося – об этом надо сообщить в правоохранительные органы.
Что должны знать дети, чтобы защитить себя от сексуального насилия
- Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать,
оказавшись в опасной ситуации. Твердо сказать «нет», рассказать о происшествии тому, кто в состоянии реально помочь – этому родители должны последовательно учить ребенка.
- Если дети хорошо знают, как устроено их тело, понимают, что оно
принадлежит только им, то они не позволят прикасаться к себе никому, кроме тех
людей, которые не злоупотребляют их доверием. Даже совсем маленькие дети
должны знать, как правильно называются части тела, включая половые органы.
- Нужно отвечать на вопросы детей просто и ясно, используя только те
слова, которые они понимают. Ванная комната может быть самым подходящим
местом для обучения правилам не только гигиены, но и личной безопасности. При мытье ребенка-дошкольника следует дать ему мыло, чтобы он сам вымыл
половые органы. Необходимо объяснить, что эта часть тела является интимной,
что никто, кроме врача в случае необходимости, не может прикасаться к ней без
его согласия, и что сам ребенок тоже не должен трогать интимные части тела
других людей.
- Необходимо научить ребенка: – доверять своим чувствам, интуиции. Так
он сможет распознать возможную опасность и избежать ее; – различать
«хорошие», «плохие» и «смущающие» прикосновения.
При этом следует объяснить, что:
- «хорошие» прикосновения всегда приятны, как объятия тех, кого ребенок
любит, или как дружеские рукопожатия;
- «плохие» прикосновения причиняют вред и оставляют неприятные
воспоминания, от которых хочется избавиться и которые могут ранить душу;
- «смущающие» прикосновения приводят в смятение, нарушают покой,
вызывают непривычное волнение. Ими могут быть, например, щекотка,
продолжающаяся слишком долго, приятные прикосновения тех людей, которых
ребенок знает недостаточно хорошо, или «тайные» прикосновения, когда кто-то
трогает интимные части тела.
- Если какие-то прикосновения причиняют боль или смущают его, ребенок
должен: – громко сказать «нет», глядя прямо в глаза тому, кто делает неприятные
ему вещи; – убежать; – рассказать обо всем взрослому, которому доверяет.
- Ребенку необходимо объяснить, что, хотя воспитанные дети и должны
уважать взрослых, не следует подчиняться каждому взрослому только из-за того,
что тот старше и вправе требовать послушания. Иногда это может быть опасно и
грозить бедой. Личная неприкосновенность является правом каждого человека.
Нужно научить ребенка твердо говорить «нет» в случае любого посягательства на его неприкосновенность – так же, как его учат закрывать дверь, когда он принимает душ.
ПРОЧИТАЙТЕ РЕБЕНКУ СКАЗКУ
Маленькое «нет» сидит на скамейке и ест шоколадку. Оно действительно
очень маленькое, по-настоящему крохотное, и совсем тихое. К нему подходит
большая толстая женщина и спрашивает: «Могу я сесть рядом с тобой?»
Маленькое «нет» тихо шепчет: «Нет, мне бы хотелось побыть одному». Большая
толстая женщина даже не слышит его и усаживается на скамейку. Следом
подходит мальчишка и спрашивает: «Можно мне взять твою шоколадку?»
Маленькое «нет» опять тихо шепчет: «Нет, я хочу съесть ее сам». Но мальчишка
тоже не слышит, забирает у маленького «нет» шоколадку и начинает ее есть.
Затем подходит мужчина, который уже раньше часто видел маленькое «нет» в
парке, и говорит: «Привет, малыш! Ты очень симпатичный. Я могу тебя
поцеловать?» Маленькое «нет» в третий раз шепчет: «Нет, я не хочу твоего
поцелуя». Но мужчина, кажется, тоже не понимает, подходит к маленькому «нет»
и собирается его поцеловать. Тут, наконец, терпение маленького «нет» лопается.
Оно встает, вытягивается вверх и во весь голос кричит: «НЕ-Е-ЕТ!», и еще раз:
«НЕТ! НЕТ! НЕТ! Я хочу один сидеть на этой скамейке, я хочу сам съесть мою
шоколадку, и я не хочу целоваться. Сейчас же оставьте меня в покое!» Большая
толстая женщина, мальчишка и мужчина широко открывают глаза: «Почему же
ты сразу так не сказал?», и идут дальше своей дорогой. А кто сейчас сидит на
скамейке? Не маленькое «нет», а большое «НЕТ». Оно сильное, громкое, и оно
думает: «Стало быть, так. Если всегда тихо и нерешительно говорить «нет», люди
этого не услышат. Нужно громко и отчетливо говорить «НЕТ», тогда с тобой
будут считаться». Так маленькое «нет» стало большим «НЕТ».
Гизела Браун
Вопросы для обсуждения
- Почему маленькое «нет» никто не слышал?
- Случалось ли так, что вас кто-либо не услышал, потому что вы тихо сказали
«нет»?
- Легко ли взрослому говорить слово «нет»? А ребенку?
- Нужно ли сказать слово «нет», если вы чувствуете, что ситуация пугает и
тревожит вас?
- Когда труднее всего сказать «нет»?
10 правил, которые нужно запомнить детям
1 Если ко мне подойдет незнакомый взрослый человек и попросит помочь ему, я имею право отказаться, потому что взрослые люди должны обращаться за
помощью только к взрослым, а не к детям.
2 Я рассказываю своим родителям обо всем, что со мной происходит. У меня нет от них секретов.
3 Я не говорю незнакомым людям свое имя, адрес и номер телефона.
4 Я никуда не ухожу без разрешения родителей.
5 Если незнакомый взрослый предлагает мне «что-то очень интересное», или угощение, или подарок, я громко и уверенно говорю «нет», даже если мне очень хочется согласиться.
6 Если кто-то незнакомый предлагает мне сесть в машину, я громко и твердо говорю «нет» и рассказываю об этом своим родителям или учительнице.
7 Я не подхожу к чужой машине ближе, чем на три больших шага.
8 Если кто-то хочет сфотографировать меня, я спрашиваю разрешения у
родителей или у своей учительницы.
9 Я никому не открываю двери, если я один (одна) дома.
10 Я сразу кладу трубку, если слышу по телефону угрозы или нехорошие слова, и обязательно рассказываю об этом родителям.