Рекомендации руководителя физического воспитания

     Десять заповедей здоровья                    

  1. Относитесь к своему телу как к величайшему про-явлению жизни.
  2. Воздержитесь от всякой ненатуральной, неживой пищи и стимулирующих напитков.
  3. Употребляйте только живую, натуральную, не пе-реработанную пищу.
  4. Посвятите свою жизнь любви и милосердию.
  5. Восстанавливайте свой организм, правильно соче-тая физическую активность и отдых.
  6. Очищайте клетки, ткани и кровь чистым воздухом и солнечными лучами.
  7. Воздерживайтесь от любой пищи при различных болезнях.
  8. Думайте и говорите без эмоций, спокойно.
  9. Пополняйте знания о законах природы,соблюдайте их и наслаждайтесь плодами своего труда.
  10. Доведите себя до полного подчинения всем законам природы и учите этому других.

                                                               Поль Брэтт «Здоровье и долголетие»

 

 

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ при заболеваниях органов дыхания.

Наибольшее распространение у детей в дошкольном возрасте имеют заболевания органов дыхания: фарингит, бронхит, аденоиды и др. Одним из основных симптомов заболевания органов дыхания является кашель. Он возникает при раздражении дыхательных путей. При помощи кашля организм пытается избавиться от инородного тела (слизи от пыли, дыма, газа и др.) Кашель может быть сухим (не выделяется слизь). При мокром кашле выделяется мокрота. Редкий и незначительный кашель происходит в виде неоднократного покашливания.

Большое значение в профилактике заболевания органов дыхания имеет обучение детей правильному дыханию через нос:

  1. «Гуляем на поляне» (глубокие вдохи и выдохи че-рез нос).
  2. Сидя «Муми–нуми» (глубокий вдох через нос, на выдохе произносится «ум-м-м, ун-н-н» )
  3. Сидя «Йога» (1-2-3-4 - глубокий вдох через нос, 5-6-7-8 - задержка дыхания, 9-10-11-12 – медленный выдох через рот).
  4. Сидя, руки перед грудью «Дудочка» (имитация иг-ры на дудочке).
  5. «Ветродуй» (имитация надувания воздушных шари-ков).

Организация сна

Здоровье детей.

                   СОН И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ.

  Сон - это одна из важнейших функций организма. Это не просто отдых организма, но и особое состояние, когда организм дает разрядку подсознанию в виде сновидений. Во время сна организм, освободившись от контроля и вмешательства сознания, получает возможность интегрировать все происходящее в нем, решить проблемы саморегуляции.

Известно, что в головном мозге есть центр сна. Это группа клеток мозга, которая регулирует циклы "сон" и "бодрствование".

Генетически у каждого этот цикл имеет индивидуальное вы-ражение: у одних смена фазы происходит в 20-21 час, и тогда человек ("жаворонок") должен ложиться спать, в другом случае ("сова") - в 2-3 часа ночи. Если же человек - "жаворонок" продлевает свой день, то продуктивность его деятельности минимальна, а в поведении очевидны замедленность реакций, рассеянность, снижение активности мышления, эмоциональных реакций.

Встав в 5-6 утра, до 13 часов "жаворонок" очень деятелен. У человека-"совы", наоборот, к вечеру наблюдается творческий подъем, появляются идеи, хорошие мысли, никто не мешает. Зато утром вялость, медлительность, нет ни духовного, ни эмоциональ-ного подъема. И только к 11-13 часам он просыпается оконча-тельно. Большинство людей лучше отдыхают, если засыпают около 22-23 часов. Можно приспособиться к режиму. Но если не по-зволять организму отдыхать так, как ему положено от природы, то это ведет к отрицательным проявлениям и может послужить при-чиной расстройства сна или других нарушений здоровья.

Длительность сна с возрастом постепенно сокращается: с 15-20 часов в первые 6 месяцев, 14-16 во второе полугодие 1-го года, 12-14 часов к 2 годам до 10 часов в сутки (с индивидуальными колебаниями в дошкольном и школьном возрасте). Сон оценивается по трем параметрам: засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспо-койное); характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, не-спокойный с дополнительными воздействиями); длительность сна (укороченный, длительный, соответствует возрасту).

Нарушения сна у детей могут быть следствием переедания пе-ред сном или недостаточного насыщения, кишечной колики, болей в животе, связанных с состоянием желчного пузыря (дискинезия, кам-ни), заболевания желудка (гастрит, язвенная болезнь), Helicobacter pylori -инфекция (у детей школьного возраста с рецидивирующими болями в животе выявляется у 40-70%), психогенных причин (страх расставания с матерью, стресс при первичном поступлении в дошкольное учреждение с последующей адаптацией, тяжелые впечатления от телевизионных передач, частые шумные скандалы в семье со взаимными оскорблениями взрослых членов семьи, недоброжелательное отношение к ребенку или коллективу детей со стороны персонала дошкольного учреждения). Сон тревожный, укороченный, если помещение душное, непроветренное.

Перед сном рекомендуется занимать детей спокойными играми, провести теплую гигиеническую процедуру, общую или местную (исходя из условий), сменить одежду, затенить окна. Правильнее укладывать спать вначале тех детей, которые делают это спокойно и, таким образом, являются примером для более капризных и возбудимых детей.

На 3 году жизни увеличивается работоспособность нервной системы, поэтому активное бодрствование удлиняется до шести с половиной часов, а суточное количество часов сна уменьшается до 12-13 часов. Дневной сон детей начала третьего года жизни и физически ослабленных детей более старшего возраста удлиняется до 3-3,5 часов.

Для обеспечения спокойного сна следует выполнять несколько правил.

  1. Укладывать спать детей надо в одно и то же время, что фор-мирует рефлекс засыпания.
  2. За полтора часа до сна никакой волнующей информации, не повышать голос.
  3. Ужинать детям следует не позднее, чем за час до сна.
  4. Важной является прогулка перед сном, которая улучшит кислородный баланс организма, необходимый для качества сна. Пройти в спокойном темпе 30 минут - это полезная для орга-низма привычка, или спокойно поиграть.
  5. Полезны перед сном оздоровительные процедуры - теплый душ, общая теплая ванна или теплая ножная ванна (37-38 °С, 8-10 минут).
  6. Постель не должна быть слишком мягкой, перегревающей. Ось лежащей головы должна быть продолжением оси тела, чтобы голова не сгибалась в области шеи.

Выполнение этих правил обеспечивает быстрое засыпание и спокойный сон. Гиперсомния наблюдается редко (при травмах, эпилепсии, мигрени), иногда она служит признаком хронической гипоксии у детей с избыточным весом. Ночные страхи и кошмары могут наблюдаться при неврозах, но бывают и проявлениями эпилепсии. Сноговорение и скрежет зубами во сне (бруксизм) часто наблюдаются у совершенно здоровых детей.

Глубина сна на его протяжении меняется. В нормативном состоянии человек просыпается один или несколько раз, тогда он может слышать шум, укрываться, поворачиваться, раскрываться. Есть период сна, когда человек не воспринимает сигналов ни из-вне, ни изнутри организма - ночной паралич (при переходе от сна к бодрствованию). В такой цикличности разных фаз сна заложено его целебное значение. Сон - это движение физиологических процес-сов, а не застывшее состояние.

Для нормализации сна необходимо устранить раздражители, организовать прогулки и закаливающие процедуры перед сном. Этого, как правило, бывает достаточно. В редких случаях прихо-дится использовать успокаивающие настои, запахи седативных эфирных масел.

Правильно составленный режим может обеспечить здоровье, правильное развитие организма и высшей нервной деятельности детей, их хорошее самочувствие и активное поведение.

 

 

Профилактика плоскостопия

КАК предупредить плоскостопие

 

УПРАЖНЕНИЯ для развития здоровой стопы

          Мама и малыш садятся на коврик друг против друга. Каждый упирается ногами в стопы другого, а сзади создает опору руками. Левой и правой ногой поочередно имитируем шаги или езду на велосипеде (колени движутся к себе - от себя). Сначала пробуем «шагать» в медленном темпе! Пальчики и пяточки малыша все время прижаты к стопе мамы.

 

          Рассыпаем на полу горох, карандаши и прочие мелочи, чтобы затем собрать их в коробочку, захватывая пальчиками ног. Чур, не помогать руками! Работаем поочередно обеими стопами. Участники игры могут сидеть прямо на полу либо на невысоком стульчике. Как только все «сокровища» будут собраны, расслабим мышцы ног (можно повторить упражнения из разминки).

 

          А теперь встаньте перед зеркалом. Поднимитесь на носочки, правая и левая пяточки почти соприкасаются и … опуститесь. Несколько раз повторите движение, стоя на месте, затем ─ делая шажки вправо-влево, наконец, вращаясь вокруг своей оси. Спинку держим ровно, подбородок не опускаем. Чтобы кроха не терял равновесие, придержите его за руку.

 

          Мама и малыш передают друг другу конвертик (сложенный лист бумаги), захватывая его первым и вторым пальчиком ноги (поочередно правой-левой). Вот так ─ просто и весело! Не исключено, что папа захочет составить вам компанию. Что ж, пригласите его!

 

          Пора проверить, получатся ли из нас строители? Сядьте на коврик, опираясь сзади на руки. Обхватывая стопами один кубик за другим, попробуем собрать башенку. Малыш и мама выкладывают «кирпичики» по очереди. В работу включаются не только ноги, но и мышцы пресса. Если у крохи устали ножки, пусть встанет и походит по комнате, опираясь на внутренние края стоп.

 

          В идеале свободно отведенная нога образует линию с выпрямленной спиной. Опорную ногу не сгибаем (под коленом возможно ощущение натяжения), смотрим вперед! Научите малыша удерживать баланс в таком положении на правой и на левой ножке. Когда он будет делать «ласточку» свободно, пусть попробует оторвать от пола пятку, приподняться на носочек и опуститься на всю ступню.