Рекомендации руководителя физического воспитания

Правила безопасного поведения на водоемах

03.06.2024

ПАМЯТКА

 о безопасности на водоёмах в летний период

 

Поведение на воде

 Наступил долгожданный купальный сезон.

 Сотни жителей устремляются в выходные дни поближе к воде. Свежий воздух, солнце, купание не только доставляют удовольствие, но и служат хорошим средством закаливания организма.

Вместе с этим вода регулярно уносит жизни.

Помните: купание в нетрезвом виде может привести к трагическому исходу!

- При купании недопустимо:

  1. Плавать в незнакомом месте, под мостами и у плотин.
  2. Нырять с высоты, не зная глубины и рельефа дна.
  3. Заплывать за буйки и ограждения.
  4. Приближаться к судам, плотам и иным плавсредствам.
  5. Прыгать в воду с лодок, катеров, причалов.
  6. Хватать друг друга за руки и ноги во время игр на воде.

 

ВНИМАНИЕ, ВЗРОСЛЫЕ!!!

Избегайте употребление алкоголя до и во время нахождения в воде или у береговой линии. Алкоголь ухудшает чувство равновесия, координацию движений и самоконтроль.

Не умеющим плавать купаться только в специально оборудованных местах глубиной не более 1-2 метра!

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ купание на водных объектах, оборудованных предупреждающими аншлагами «КУПАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО!»

Помните! Только неукоснительное соблюдение мер безопасного поведения на воде может предупредить беду

Закаливание ребенка умыванием и ходьбой босиком

Обширное умывание. Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводится после сна. Суть обширного умывания заключается в следующем: ребёнок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий. «Умывай-ка» «Раз» - обмывает правой рукой левую кисть. «Два» - обмывает левой рукой правую кисть. «Три» - мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя. «Четыре» - мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя. «Пять» - мокрые ладони кладёт сзади на шею и ведёт одновременно вперёд. «Шесть» - мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди. «Семь» - мокрыми ладонями проводит по лицу ото лба к подбородку. «Восемь» - ополаскивает руки. «Девять»- отжимает их, слегка стряхивая. «Десять» - вытирает руки насухо. Примечание. Умывание можно сопровождать стихами: Раз – обмоем кисть руки, два – с другою повтори. Три – до локтя намочили, четыре – с другою повторили. Пять – по шее провели, шесть – смелее по груди. Семь – лицо своё обмоем, восемь – с рук усталость смоем. Девять – воду отжимай, десять – сухо вытирай. «Босоножье» Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребёнка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в тёплый период года. возраст Виды ходьбы и дозировка Тёплый период время Холодный период время до 3 лет Х и Б по одеялу и полу навеса 5-30мин Х и Б по ковру в носках 5-30мин 3-4 года Х и Б по тёплому песку, траве 5-45мин Х и Б по ковру босиком 5-30мин 4-5 лет Х и Б по сухому и мокрому песку, траве, асфальту. 5-60мин Х и Б по ковру и в носках по полу 5-30мин 5-6 лет Х и Б по земле, воде, асфальту 5-90мин Х и Б босиком по комнатному полу 5-30мин 6-ти летки Х и Б по различным видам почвы, покрытиям От 5мин и неограниченно Свободный бег и ходьба в группе 5-30мин

Массаж в домашних условиях

Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. «Поиграем с ручками» 1. Подготовительный этап. Дети растирают ладони до приятного тепла. 2. Основная часть. • Большим и указательным пальцами одной руки массирует – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки. • Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук. • Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг от друга, направляя ладони в противоположные стороны. • Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза. • Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими. 3. Заключительный этап. Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают. Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами: Эй, ребята, все ко мне. Кто стоит там в стороне? А ну быстрей лови кураж и начинай игру-массаж. Разотру ладошки сильно, каждый пальчик поручу. Поздороваюсь со всеми, никого не обойду. С ноготками поиграю, друг о друга их потру. Потом руки «помочалю», плечи мягко разомну. Затем руки я помою, пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою и тепло поберегу. Вытяну я пальчики, пусть бегут, как зайчики. Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра. Вот и кончилась игра, отдыхает детвора. Массаж волшебных точек ушек. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день. «Поиграем с ушками» 1. Организационный момент. Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг. 2. Основная часть. Упражнение с ушками. 1) «Найдём и покажем ушки». Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверх). 2) «Похлопаем ушками». Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины голове, резко отпускает их. При этом ребёнок должен ощутить хлопок. 3) «Потянем уши». Малыш захватывает кончики большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает. 4) «Покрути козелком». Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив, таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд. 5) «Погреем ушки». Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину. 3. Заключительный момент. Дети расслабляются и слушают тишину. Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами: - Подходи ко мне, дружок, и садись скорей в кружок. - Ушки ты свои найди и скорей их покажи. - Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами. - А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались! - А потом, а потом покрутили козелком. - Ушко, кажется, замёрзло, отогреть его так можно. - Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра. - А раз кончилась игра, наступила ти-ши-на! Закаливающий массаж подошв. Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю. «Поиграем с ножками» 1. Подготовительный этап. Удобно сесть и расслабиться. Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку). 2. Основная часть. 1) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки. 2) Сделать разминание стопы всеми пальцами. 3) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам. 4) Похлопать подошву ладонью. 5) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз. 6) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на неё. 7) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы. 3. Заключительный этап. Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки. Посидеть спокойно, расслабившись. Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами: - Мы ходили, мы скакали, наши ноженьки устали. Сядем все мы, отдохнём и массаж подошв начнём. - На каждую ножку крема понемножку. Хоть они и не машина, смазать их необходимо! - Проведём по ножке нежно, будет ноженька прилежной. Ласка всем, друзья, нужна. Это помни ты всегда! - Разминка тоже обязательна, выполняй её старательно. Растирай, старайся и не отвлекайся. - По подошве, как граблями, проведём сейчас руками. И полезно, и приятно – это всем давно понятно. - Рук своих ты не жалей и по ножкам бей сильней. Будут быстрыми они, потом попробуй догони! - Гибкость тоже нам нужна, без неё мы никуда. Раз – сгибай, два – выпрямляй. Ну, активнее давай! - Вот работа, так работа, палочку катать охота. Веселее ты катай, да за нею поспевай. - В центре зону мы найдём, хорошенько разотрём. Надо с нею нам дружить, чтобы всем здоровым быть. - Скажем все: «Спасибо!» ноженькам своим. Будем их беречь мы и всегда любить.

Закаливающее дыхание

Закаливающее дыхание. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день. «Поиграем с носиком» 1. Организационный момент – «Найди и покажи носик». Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому. 2. Основная часть – игровые упражнения с носиком: • «Помоги носику собраться на прогулку». Каждый ребёнок берёт носовой плато или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого. • «Носик гуляет». Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу. Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончи языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос. • «Носик балуется». На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа. • «Носик нюхает приятный запах». Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем. • «Носик поёт песенку». На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «Ба-бо-бу». • «Погреем носик». Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание. 3. Заключительный этап. «Носик возвращается домой». Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся. Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами: - Подходи ко мне, дружок, и садись скорей в кружок. Носик ты быстрей найди, тёте ________покажи. - Надо носик очищать, на прогулку собирать. - Ротик ты свой закрывай, только с носиком гуляй. - Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык. - Тише, тише, не спеши, ароматом подыши. - Хорошо гулять в саду и поёт нос: «Ба-бо-бу». - Надо носик нам погреть, его немного потерпеть. - Нагулялся носик мой, возвращается домой.

Укрепляем зрение

ЕСЛИ ГЛАЗКИ ВОСПАЛИЛИСЬ «Ой, какие глаза у тебя больные», - говорим мы, видя красные с прожилками на белках детские глазки. Если у ребёнка покраснели глаза, попробуйте сперва разобраться – что стало тому причиной. Быстренько переберите в памяти события ближайших часов – малыш много смотрел телевизор, а может быть, потёр в песочнице глаза руками. От этого зависит, что делать дальше с вашим красноглазым кроликом. О ГИГИЕНЕ ЗРЕНИЯ Порой глазки ребёнка краснеют из-за того, что мы, взрослые, банально пренебрегаем соблюдением простейших правил. Например, все знают, что не надо давать нагрузку глазам в общественном транспорте – трясёт, да и вообще… Однако всегда ли мы придерживаемся этого правила, когда ребёнок в метро занят карманной электронной игрушкой вместо того, чтобы в очередной раз вопрошать: «Мы уже приехали?» Какие же ПРАВИЛА следует выполнить?  Строго дозируйте время пребывания ребёнка за компьютером. Для маленьких детишек это не более чем 20 – 30 минут. Расстояние от глаз до экрана должно быть не меньше 60 см.  При просмотре телепередач (чем тоже особо увлекаться не следует) всегда включайте дополнительный свет, не бликующий на экране. Расстояние до телевизора должно быть не меньше трёх метров.  Научите малыша простейшим правилам разгрузки глаз: чаще моргать, периодически при напряжённой зрительной работе (это не только электронные игры, но и обучение чтению, письму) закрывать глаза на пару минут. Объясните, что сначала нужно потереть ладошки друг о друга так, чтобы они стали тёплыми. Затем не очень плотно приложить ладони к закрытым глазкам. Кровь приливает, а усталость проходит.  Если ребёнок посещает занятия в бассейне, обязательно приобретите ему очки для плавания. Хлорированная вода может вызвать раздражение нежной слизистой оболочки глаз. КОНЪЮНКТИВИТ Малыш жалуется на то, что в глазик будто что-то попало, он чешется, жжёт. Глаз краснеет, причём ближе к периферии, веки отекают, а утром малыш не может открыть глазки – веки словно склеены. Что делать? Надо заварить крепкий чёрный чай, остудить до слегка тёплого состояния и промыть глазки в направлении от наружного угла глаза к внутреннему. Не экспериментируйте с глазными каплями: существуют различные виды конъюнктивитов, лечение зависит от возбудителя. Дело в том, что виновником развития болезни могут быть бактерии, прыгнувшие в глазик с грязных рук, а могут быть и вирусы. Есть такие возбудители простуды, которые способны вызвать у ребёнка не только насморк и кашель, но и воспаление слизистой глаз. Бывает и так, что воспаление глазок связано с аллергическим настроем организма. Поэтому самое надёжное – проконсультировать ребёнка у окулиста. Как предупредить? Соблюдайте правила гигиены – выделите ребёнку отдельное полотенце для лица и меняйте его ежедневно. Приучите малыша соблюдать элементарные правила гигиены: мыть руки, приходя домой, пользоваться индивидуальным полотенцем, никогда не тереть глаза носовым платком (особенно, если кроха простужен).

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру детей, в результате повышается сопротивляемость к простудным заболеваниям, а также выносливость при физических нагрузках. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащённо дышать, у него возникает одышка из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и дыхание у них успокаивается даже после длительной физической нагрузки. Насколько лёгкие наполнились воздухом, определяет глубина вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объём воздуха; при глубоком – помимо дыхательного используется дополнительный объём и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания. Лёгкие являются органом не только дыхания, а также регуляции температуры тела. Кроме того, они принимают участие в выработке физиологически активных веществ, играющих определённую роль в процессе свёртывания крови, обмена белков, жиров и углеводов. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно подходить к решению этой задачи обдуманно и ответственно. При разработке комплексов дыхательной гимнастики учитываются: Эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях ДУ; Доступность упражнений для детей разного возраста; Степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов лёгких, развитие верхних дыхательных путей и т.д. В целях систематического использования дыхательных упражнений они включаются в комплексы оздоровительной гимнастики, физкультурных занятий, программу пробуждения. Для анализа результативности работы по физическому развитию один раз в квартал комплексы дыхательной гимнастики вводят в физкультурное занятие (вместо общеукрепляющих упражнений, с уменьшенной дозировкой в исполнении; проводится в помещении).

Организация сна

Здоровье детей.

                   СОН И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ.

  Сон - это одна из важнейших функций организма. Это не просто отдых организма, но и особое состояние, когда организм дает разрядку подсознанию в виде сновидений. Во время сна организм, освободившись от контроля и вмешательства сознания, получает возможность интегрировать все происходящее в нем, решить проблемы саморегуляции.

Известно, что в головном мозге есть центр сна. Это группа клеток мозга, которая регулирует циклы "сон" и "бодрствование".

Генетически у каждого этот цикл имеет индивидуальное вы-ражение: у одних смена фазы происходит в 20-21 час, и тогда человек ("жаворонок") должен ложиться спать, в другом случае ("сова") - в 2-3 часа ночи. Если же человек - "жаворонок" продлевает свой день, то продуктивность его деятельности минимальна, а в поведении очевидны замедленность реакций, рассеянность, снижение активности мышления, эмоциональных реакций.

Встав в 5-6 утра, до 13 часов "жаворонок" очень деятелен. У человека-"совы", наоборот, к вечеру наблюдается творческий подъем, появляются идеи, хорошие мысли, никто не мешает. Зато утром вялость, медлительность, нет ни духовного, ни эмоциональ-ного подъема. И только к 11-13 часам он просыпается оконча-тельно. Большинство людей лучше отдыхают, если засыпают около 22-23 часов. Можно приспособиться к режиму. Но если не по-зволять организму отдыхать так, как ему положено от природы, то это ведет к отрицательным проявлениям и может послужить при-чиной расстройства сна или других нарушений здоровья.

Длительность сна с возрастом постепенно сокращается: с 15-20 часов в первые 6 месяцев, 14-16 во второе полугодие 1-го года, 12-14 часов к 2 годам до 10 часов в сутки (с индивидуальными колебаниями в дошкольном и школьном возрасте). Сон оценивается по трем параметрам: засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспо-койное); характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, не-спокойный с дополнительными воздействиями); длительность сна (укороченный, длительный, соответствует возрасту).

Нарушения сна у детей могут быть следствием переедания пе-ред сном или недостаточного насыщения, кишечной колики, болей в животе, связанных с состоянием желчного пузыря (дискинезия, кам-ни), заболевания желудка (гастрит, язвенная болезнь), Helicobacter pylori -инфекция (у детей школьного возраста с рецидивирующими болями в животе выявляется у 40-70%), психогенных причин (страх расставания с матерью, стресс при первичном поступлении в дошкольное учреждение с последующей адаптацией, тяжелые впечатления от телевизионных передач, частые шумные скандалы в семье со взаимными оскорблениями взрослых членов семьи, недоброжелательное отношение к ребенку или коллективу детей со стороны персонала дошкольного учреждения). Сон тревожный, укороченный, если помещение душное, непроветренное.

Перед сном рекомендуется занимать детей спокойными играми, провести теплую гигиеническую процедуру, общую или местную (исходя из условий), сменить одежду, затенить окна. Правильнее укладывать спать вначале тех детей, которые делают это спокойно и, таким образом, являются примером для более капризных и возбудимых детей.

На 3 году жизни увеличивается работоспособность нервной системы, поэтому активное бодрствование удлиняется до шести с половиной часов, а суточное количество часов сна уменьшается до 12-13 часов. Дневной сон детей начала третьего года жизни и физически ослабленных детей более старшего возраста удлиняется до 3-3,5 часов.

Для обеспечения спокойного сна следует выполнять несколько правил.

  1. Укладывать спать детей надо в одно и то же время, что фор-мирует рефлекс засыпания.
  2. За полтора часа до сна никакой волнующей информации, не повышать голос.
  3. Ужинать детям следует не позднее, чем за час до сна.
  4. Важной является прогулка перед сном, которая улучшит кислородный баланс организма, необходимый для качества сна. Пройти в спокойном темпе 30 минут - это полезная для орга-низма привычка, или спокойно поиграть.
  5. Полезны перед сном оздоровительные процедуры - теплый душ, общая теплая ванна или теплая ножная ванна (37-38 °С, 8-10 минут).
  6. Постель не должна быть слишком мягкой, перегревающей. Ось лежащей головы должна быть продолжением оси тела, чтобы голова не сгибалась в области шеи.

Выполнение этих правил обеспечивает быстрое засыпание и спокойный сон. Гиперсомния наблюдается редко (при травмах, эпилепсии, мигрени), иногда она служит признаком хронической гипоксии у детей с избыточным весом. Ночные страхи и кошмары могут наблюдаться при неврозах, но бывают и проявлениями эпилепсии. Сноговорение и скрежет зубами во сне (бруксизм) часто наблюдаются у совершенно здоровых детей.

Глубина сна на его протяжении меняется. В нормативном состоянии человек просыпается один или несколько раз, тогда он может слышать шум, укрываться, поворачиваться, раскрываться. Есть период сна, когда человек не воспринимает сигналов ни из-вне, ни изнутри организма - ночной паралич (при переходе от сна к бодрствованию). В такой цикличности разных фаз сна заложено его целебное значение. Сон - это движение физиологических процес-сов, а не застывшее состояние.

Для нормализации сна необходимо устранить раздражители, организовать прогулки и закаливающие процедуры перед сном. Этого, как правило, бывает достаточно. В редких случаях прихо-дится использовать успокаивающие настои, запахи седативных эфирных масел.

Правильно составленный режим может обеспечить здоровье, правильное развитие организма и высшей нервной деятельности детей, их хорошее самочувствие и активное поведение.

 

 

Профилактика плоскостопия

КАК предупредить плоскостопие

 

УПРАЖНЕНИЯ для развития здоровой стопы

          Мама и малыш садятся на коврик друг против друга. Каждый упирается ногами в стопы другого, а сзади создает опору руками. Левой и правой ногой поочередно имитируем шаги или езду на велосипеде (колени движутся к себе - от себя). Сначала пробуем «шагать» в медленном темпе! Пальчики и пяточки малыша все время прижаты к стопе мамы.

 

          Рассыпаем на полу горох, карандаши и прочие мелочи, чтобы затем собрать их в коробочку, захватывая пальчиками ног. Чур, не помогать руками! Работаем поочередно обеими стопами. Участники игры могут сидеть прямо на полу либо на невысоком стульчике. Как только все «сокровища» будут собраны, расслабим мышцы ног (можно повторить упражнения из разминки).

 

          А теперь встаньте перед зеркалом. Поднимитесь на носочки, правая и левая пяточки почти соприкасаются и … опуститесь. Несколько раз повторите движение, стоя на месте, затем ─ делая шажки вправо-влево, наконец, вращаясь вокруг своей оси. Спинку держим ровно, подбородок не опускаем. Чтобы кроха не терял равновесие, придержите его за руку.

 

          Мама и малыш передают друг другу конвертик (сложенный лист бумаги), захватывая его первым и вторым пальчиком ноги (поочередно правой-левой). Вот так ─ просто и весело! Не исключено, что папа захочет составить вам компанию. Что ж, пригласите его!

 

          Пора проверить, получатся ли из нас строители? Сядьте на коврик, опираясь сзади на руки. Обхватывая стопами один кубик за другим, попробуем собрать башенку. Малыш и мама выкладывают «кирпичики» по очереди. В работу включаются не только ноги, но и мышцы пресса. Если у крохи устали ножки, пусть встанет и походит по комнате, опираясь на внутренние края стоп.

 

          В идеале свободно отведенная нога образует линию с выпрямленной спиной. Опорную ногу не сгибаем (под коленом возможно ощущение натяжения), смотрим вперед! Научите малыша удерживать баланс в таком положении на правой и на левой ножке. Когда он будет делать «ласточку» свободно, пусть попробует оторвать от пола пятку, приподняться на носочек и опуститься на всю ступню.